ул.Хатаевича, д.49, индекс 246006, г.Гомель, Гомельская область
Государственное учреждение образования
«Дошкольный центр развития ребенка «Колокольчик» г. Гомеля»
+375 232 56-95-44
+375 232 56-95-18
 
  • Главная
    • 2025 год — Год благоустройства
    • Единый день информирования
    • Информация о наличии (отсутствии) свободных мест в учреждениях дошкольного образования Беларуси.
    • Служба «Одно окно»
  • Информация Центра
    • О нас
    • Администрация, режим работы
    • Устав Центра
    • Расписание занятий на 2024/2025 учебный год
    • Услуги на платной основе
    • Попечительский совет
    • Инструкция об организации пропускного режима в Центре
    • Работа по защите персональных данных
  • Родителям
    • Актуальная информация
    • Я и мое здоровье
    • Советы психолога
    • Пункт коррекционно-педагогической помощи
    • Физкульт-ура
    • В мире музыки
    • Родительский маршрут
    • Маршрут выходного дня
    • Питание
  • Галерея
  • История…
    • Наша история
  • Страничка безопасности
    • Информационно-иллюстративный материал
    • МЧС информирует
  • Электронные обращения
  • Первичная профсоюзная организация
    • Наша жизнь
    • Наши лидеры
    • О нас
    • Официальные документы
    • План работы профсоюзного комитета на 1-е полугодие 2025
    • Профсоюзные здравницы
  • Home
  • Педагогам
  • Консультации
  • Гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях дошкольного учреждения

Гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях дошкольного учреждения

by Колокольчик Фев 24, 2025 0 Comment

В настоящее время проблема гражданского и патриотического воспитания детей является одной из приоритетных в системе дошкольного образования. Работая над решением данной проблемы, педагоги дошкольных учреждений используют некоторые понятия, области значения которых пересекаются, но не являются идентичными, как слова-синонимы. Это – нравственное воспитание, социальное воспитание, патриотическое воспитание, гражданское воспитание.

Нравственное воспитание — составная часть единого общественного воспитания…. Формирование у человека соответствующих убеждений, нравствен-ных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности. (Педагогика: Большая современная энциклопедия. — Мн., 2005.).

Социальное воспитание — функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой.  (Педагогика: Большая современная энциклопедия. — Мн., 2005.).

Патриотическое воспитание. — Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа. (Педагогика: Большая современная энциклопедия. — Мн., 2005.).

Понятие «гражданское воспитание» является относительно новым для дошкольного образования Республики Беларусь. Воспитывать гражданина – это значит готовить человека к участию в решении государственных задач, выполнению функций хозяина, труженика, защитника Родины, готового к активной деятельности на ее благо.

Цель и задачи патриотического и гражданского воспитания детей в условиях дошкольного учреждения определены программой дошкольного образования «Пралеска».

Цель патриотического воспитания: воспитывать у ребенка дошкольного возраста чувство любви и привязанности к Родине.

Задачи патриотического воспитания (общие):

  • расширять знания о родном городе, Беларуси, ее национальных героях, государственной символике, памятниках истории и культуры;
  • формировать интерес к прошлому и настоящему в жизни Родины, к духовным ценностям его народа;
  • формировать осознание своей этнической принадлежности к национальной культуре, народу; национальное самосознание;
  •  стимулировать желание беречь и умножать богатства родного края, заниматься созидательным трудом на благо Родины.

Цель гражданского воспитания: содействовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.

 Задачи гражданского воспитания (общие):

  • оказать содействие  в осознании ребенком  своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом, в возниковении чувства радости, гордости по этому поводу;
  •  оказать помощь в социализации ребенка, в постижении им на доступном уровне морально-этических норм и правил жизни в обществе;
  • формировать коммуникативную компетентность, социальное мышление;
  •  развивать стремление к выполнению общественно полезной деятельности; поощрять альтруистические проявления в поведении ребенка

Сложность решения задач гражданского и патриотического воспитания в том, что чувства у ребенка в дошкольном возрасте не могут быть сформированы окончательно, они только зарождаются и формируются в процеесе накопления знаний о своей семье, детском саде, районе, городе, стране; о труде людей на благо Родины, о ее защитниках, о природе родного края, о национальных традициях.

Для того, чтобы сформировать у ребенка личностные качества, необходимые для его гражданской позиции, педагогам дошкольных учреждений  необходимо строить собственные отношения с детьми на  основе уважения личности каждого ребенка. Это значит:

  • создавать условия для проявления детьми собственной воли и реализации волевых усилий (например, помогать ребенку в осуществлении желания что-нибудь делать, исследовать или отвечать на его вопросы, участвовать, по его приглашению,  в игре и т.д.);
  •  выявлять желания и потребности ребенка, исключать насилие над ним в процессе его жизнедеятельности в д/у (во время сна, приема пищи и других режимных процессов);
  • интересоваться его личным мнением и по мере необходимости привлекать к принятию решений в группе (чем заниматься на прогулке, что делать сейчас – рисовать или почитать книгу; начиная с 4-х лет, практиковать  в утренний отрезок времени совместное планирование жизни группы, обсуждение планирования сюрпризов для детей-именинников и т.д.);
  •  исключить прозвища и клички;
  • знакомить с элементами культуры, традиций всех народностей, представители которых посещают группу;
  • рассказывать о детях с проблемами в развитии, общаться с такими детьми;
  •  исключить из практики образовательной работы «презумпцию послушания» (воспитатель должен заинтересовать, а не заставлять ребенка).

Чувство гражданственности и патриотизма должны формироваться постепенно, на основе принципов: «через малое – к большому» (В.В.Лебедева), систематичности и последовательности, вариативности, комплексного подхода, сочетания перспективности и актуальности намеченных направлений работы.

Литература

  1. Александрович Р.А., Нескаромная Т.П. Зямля з блакітнымі вачыма: Дапаможнік для педагогаў дзіцячых дашкольных устаноў. – Мн.: Беларусь, 2001.
  2. Бадак А. Маленькі чалавек у вялікім свеце / А.Бадак, Мн.,1995.
  3. Г.І.Краскоўская. І слова гучала, чароўнае слова… Мн., 2005.
  4. Гаруновіч Л.Б. Дэкаратыўнае маляванне ў дзіцячым садзе/ Л.Б.Гаруновіч, Мн., 1990.
  5. Гаруновіч Л.Б., Брацкая Т.Б. Шляхі развіцця дзіцячай выяўленчай дзейнасці; Метадычныя рэкамендацыі да праграмы “Пралеска”. – Мн.,: Выд.У.М.Скакун, 1996.
  6. Далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры/ уклад: Н.Ул.Зайцава і інш.. —  Мазыр: ТАА-ВД “Белы венцер”, 2002.
  7. Дубінін Дз.У., Дубініна Дз.М. Мая родная старонка: Дапаможнікдля педагогаў дашкольных устаноў. – Мн.,: Полымя, 2000.
  8. Дубініна Дз.М.. Старжынская Н.С. Мастацка-маўленчая дзейнасць у дзіцячым садзе: Дапаможнікдля педагогаў дашкольных устаноў. – Мн.,: Народная асвета, 1999.
  9. Калачова І.І. Ад добрага корня – добры парастак: Этнапедагагічныя традыцыі беларусаў у выхаванні дзяцей: Дапаможнікдля педагогаў дашкольных устаноў. – Мн.,: НМЦэнтр, 1999.
  10. Красіла А.І. Мой край завецца Беларуссю: Дапаможнікдля педагогаў. Мазыр: ТАА-ВД “Белы вецер”, 2004.
  11. Красіла А.І. На мове бацькоўскай зямлі, 2003.
  12. Крук І.І. Следам за сонцам: Беларускі народны каляндар: Дапаможнікдля педагогаў дашкольных устаноў. – Мн.,: Ураджай, 1998.
  13. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Познаем мир и себя: Пособие для педагогов дошкольных учреждений – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2002.
  14. Маленькие граждане большой страны: программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Стадчына»/ авт.-сост. Л.В.Дубовская//под ред. В.М.Телеченко – Мозырь: Содействие, 2007.
  15. Н.Дз.Някрасава, Р,ВМаісеева. Дзеці і мір казак: Дапаможнікдля выхавацеляў дашкольных устаноў – Мн.: Зорны верасень, 2006.
  16. Пралеска: Хрэстаматыя для дзіцячага сада. /Укладальнік А.І.Сачанка, Ул.М.Скакун. – Мн.: Выд. Ул.М.Скакун. 1997.
  17. Спадчына маей краіны. Складальнік І.К.Грышкевіч І.К. – Мазыр: Содействіе, 2006.
  18. Старжынская Н.С. Беларуская мова ў дзіцячым садзе: Дапаможнікдля педагогаў дашкольных устаноў. – Мн.,: Народная асвета, 1995.
  19. Ясева Н.Ю. Воспитание любви к близким средствами живописи и графики: Пособие для педагогов дошкольных учреждений – Мн.: Беларусь, 2000.

 

Previous Article Рекомендации по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения
Next Article Закрепление речевых умений детей во время проведения режимных моментов
No comments yet! You be the first to comment.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние новости

  • Как прекрасен этот мир!
  • Обращение к родителям
  • Международный день семьи
  • День Государственного флага, герба и гимна Республики Беларусь
  • День Победы!

Достижения

Фотогалерея

© Отдел образования, спорта и туризма администрации Центрального района г.Гомеля «Дошкольный центр развития ребенка «Колокольчик» г. Гомеля»

Разработано в

start-site.by
Cookies (Куки)
Мы обслуживаем файлы cookie. Если вы считаете, что это нормально, просто нажмите «Принять все». Вы также можете выбрать, какие файлы cookie вы хотите, нажав «Настройки».
Настройки Принять все
Cookies (Куки)
Выберите, какие файлы cookie принимать. Ваш выбор будет сохранен на один год.
  • Необходимый
    Эти файлы cookie не являются факультативными. Они необходимы для функционирования веб-сайта.
  • Статистика
    Для того, чтобы мы могли улучшить функциональность и структуру веб-сайта, исходя из того, как он используется.
  • Опыт
    Для того, чтобы наш сайт работал как можно лучше во время вашего посещения. Если вы откажетесь от этих файлов cookie, некоторые функции исчезнут с сайта.
  • Маркетинг
    Делясь своими интересами и поведением при посещении нашего сайта, вы повышаете вероятность просмотра персонализированного контента и предложений.
Сохранить Принять все