Гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях дошкольного учреждения
В настоящее время проблема гражданского и патриотического воспитания детей является одной из приоритетных в системе дошкольного образования. Работая над решением данной проблемы, педагоги дошкольных учреждений используют некоторые понятия, области значения которых пересекаются, но не являются идентичными, как слова-синонимы. Это – нравственное воспитание, социальное воспитание, патриотическое воспитание, гражданское воспитание. Нравственное воспитание — составная часть единого общественного воспитания…. Формирование у человека соответствующих убеждений, нравствен-ных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности. (Педагогика: Большая современная энциклопедия. — Мн., 2005.). Социальное воспитание — функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой. (Педагогика: Большая современная энциклопедия. — Мн., 2005.). Патриотическое воспитание. — Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа. (Педагогика: Большая современная энциклопедия. — Мн., 2005.). Понятие «гражданское воспитание» является относительно новым для дошкольного образования Республики Беларусь. Воспитывать гражданина – это значит готовить человека к участию в решении государственных задач, выполнению функций хозяина, труженика, защитника Родины, готового к активной деятельности на ее благо. Цель и задачи патриотического и гражданского воспитания детей в условиях дошкольного учреждения определены программой дошкольного образования «Пралеска». Цель патриотического воспитания: воспитывать у ребенка дошкольного возраста чувство любви и привязанности к Родине. Задачи патриотического воспитания (общие):
Цель гражданского воспитания: содействовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Задачи гражданского воспитания (общие):
Сложность решения задач гражданского и патриотического воспитания в том, что чувства у ребенка в дошкольном возрасте не могут быть сформированы окончательно, они только зарождаются и формируются в процеесе накопления знаний о своей семье, детском саде, районе, городе, стране; о труде людей на благо Родины, о ее защитниках, о природе родного края, о национальных традициях. Для того, чтобы сформировать у ребенка личностные качества, необходимые для его гражданской позиции, педагогам дошкольных учреждений необходимо строить собственные отношения с детьми на основе уважения личности каждого ребенка. Это значит:
Чувство гражданственности и патриотизма должны формироваться постепенно, на основе принципов: «через малое – к большому» (В.В.Лебедева), систематичности и последовательности, вариативности, комплексного подхода, сочетания перспективности и актуальности намеченных направлений работы. Литература
|