Методические рекомендации «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством бумагопластики»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАК РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БУМАГОПЛАСТИКИ» Клабук Екатерина Николаевна Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребёнка «Колокольчик» г.Гомеля» воспитатель-методист
В настоящее время в обществе остро востребованными становятся люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. И связано это, прежде всего, с научно-техническим прогрессом, требующим от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость в настоящее время уделить большее внимание развитию творческих способностей и, как следствие, формированию творческого мышления у детей дошкольного возраста. Проблема заключается в том, что теоретически тема развития творчества детей раскрыта многими авторами, но недостаточно исследован такой аспект проблемы, как развитие творческих способностей в условиях учреждения дошкольного образования. В дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, касающихся развития воображения и детского творчества, однако пути решения этих проблем в практике работы специалистов дошкольного образования недостаточно представлены среди научно-методических и практических разработок. Зачастую педагоги сталкиваются с проблемами, ввиду недостаточных знаний, умений и практических навыков для осуществления творческого развития детей, и в итоге имеют невысокую результативность деятельности в этом направлении. Таким образом, с одной стороны, в современном обществе востребована творческая личность, обладающая творческим мышлением и креативностью, способная нестандартно и продуктивно подходить к любому делу. В то же время, в родительской и, отчасти, в педагогической среде, существует заблуждение, что умение быть творческим напрямую зависит лишь от наличия природных задатков, врождённых особенностей личности. У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. Если ребёнок в детстве не приобрёл положительный опыт творческой деятельности, то в дальнейшем у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. Творчеству можно и нужно учить с детства. И здесь важным становится для педагогов организация таких занятий с ребёнком, при которых он сам сможет выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет материалы, способы действий, что, по сути дела, составит основу творчества и послужит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Опыт по изучению и развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в педагогике накоплен достаточно большой и интересный как по формам работы с детьми, так и по используемым методам и приёмам работы. Мне показалось интересным использование техники бумагопластики в данном направлении работы. При этом бумагопластика выступает как вариант объединения творчества и мышления. Бумага – самый демократичный материал. Доступность бумаги, её незаменимые качества и возможности делают процесс моделирования настолько увлекательным, что необходимость обращения к бумаге, как к материалу для воплощения конкретной задачи, становится стимулом для выплеска самых потаённых уголков творческого потенциала. Пошаговое освоение техники бумажной пластики – от выбора материалов и инструментов до изготовления базовых форм и оригинальных моделей – превращается для детей в увлекательную игру, в которой можно заявить о себе и реализовать творческий потенциал при помощи обыкновенного листа бумаги. Мы, педагоги, знаем, что для детей дошкольного возраста самым увлекательным делом является игра. Так почему же не поиграть с бумагой? Ведь бумага – один из простых, наиболее доступных и легко обрабатываемых материалов. Она легко режется, рвётся,скручивается, сгибается, склеивается. Изделия из неё долго не теряют форму и качество. Благодаря этим свойствам бумага незаменима в работе с детьми. Ведь всегда легко взять новый лист бумаги и попробовать ещё. Таким образом, у детей уходит страх что-то испортить, сделать неправильно, а путём упражнений, освоения техники работы с бумагой, возникает желание сделать что-то своё, проявить индивидуальность. Считаю необходимым использовать следующие подходы при организации занятий: · деятельностный, в рамках которого обучение организуется как процесс, в центре внимания которого стоит перевод совместной деятельности воспитанника и педагога по реализации вместе выработанных целей и задач в самодеятельность [1, с.97]. При этом деятельность у ребенка проявляется сначала в совместной деятельности (сначала – вместе с педагогом, затем – рядом), далее – в самостоятельной творческой деятельности ребенка; · личностно – ориентированный – вариативность предлагаемых для воспитанников заданий, материалов, форм работы и способов действий [2, с.321].Обозначенные подходы реализуются в следующих принципах:· системности – освоение воспитанниками техник работы с бумагой на трёх уровнях: отражения, понимания, усвоения;· последовательности – от простого к сложному, от овладения техниками работы с бумагой, изготовления моделей по образцу, схеме – к созданию самостоятельных, оригинальных работ. Педагог не только знакомит детей с техникой выполнения определённого вида изделия, но и показывает, как можно одно преобразовать в другое, усовершенствовать;· наглядности – использование комплекса наглядных средств, приёмов и методов, обеспечивающих более чёткое и ясное восприятие воспитанниками сообщаемых знаний.Для того чтобы успешно организовать работу, педагог должен заранее определить её содержание и объём, подобрать в нужном количестве материал, предусмотреть соблюдение правил техники безопасности. Организовывая занятия с воспитанниками, необходимо обращать внимание на необходимость соблюдения всех принципов и условий, необходимых для развития творчества:
üотсутствие строгого временного регламента – воспитанники должны иметь возможность закончить работу; üбезоценочное отношение к продуктам детского творчества – нет «хороших» или «плохих» работ, каждая ценна как результат творческого самовыражения;
üоборудованное помещение с готовыми работами, выполненными в различных техниках бумагопластики, что побуждает воспитанников к деятельности; üнеобходимо иметь специальное организованное место для выставки детского творчества, т.к. это не только серьезный отчет о работе, но и праздник для юных участников выставки и ее посетителей;üпредварительно педагог должен сам выполнить работу в запланированной технике, чтобы понять, где у воспитанников могут возникнуть трудности и в дальнейшем помочь их устранить; ü у ребенка не должно быть недостатка в наличии материалов для создания той или иной работы; ü педагог должен уметь устанавливать с ребенком тесные и дружеские отношения, принимать его таким, какой он есть, сохранять атмосферу терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства, уметь экспериментировать с разными художественными материалами. При соблюдении данных принципов и условий у детей формируется интерес и желание освоить разные способы изображения различных предметов и образов, их комбинаций между собой, что является важным условием развития творческих способностей детей. Для детей старшего дошкольного возраста рекомендую использовать следующие техники: оригами, квиллинг, айрис-фолдинг, торцевание, модульное оригами, кусудама. При отборе техник работы с бумагой должны учитываться возрастные возможности детей, их индивидуальные способности. При организации работы с воспитанниками на начальном этапе используются знакомые техники (оригами), затем – техники, в которых способы действия с бумагой отчасти знакомы детям или не вызывают у них особых затруднений (квиллинг, айрис-фолдинг, торцевание), далее – техники, требующие высокого уровня сформированности пространственно-зрительной координации, предельной точности и сосредоточенности на всех этапах работы (кусудама, модульное оригами). Организовывать работу рекомендую следующим образом: сначала в игровой форме необходимо знакомить детей с пластическими свойствами бумаги, её фактурой, тренировать их в изготовлении заготовок, которые будут служить основами для будущих работ.Всё это должно происходить легко и непринужденно.Можно применять художественное слово, игровые приёмы, постараться соединить игру и обучение.При этом весь новый познавательный материал (о создании бумаги, возникновении той или техники работы с ней и т.п.) должен подаваться небольшими информационными блоками в увлекательной для детей форме (презентация, рассказ-сказка). Большую радость детям доставляет «оживление» полученных творческих работ: бабочка проснулась – она прилетела сообщить, что наступает весна; зайчик прижал ушки, спрятал лапки – ему холодно; цветы просыпаются – наступило утро. В такой обстановке ребята раскрепощаются, охотно сочиняют сказки, а главное – с увлечением творят. По мере развития интереса и овладения детьми навыками и техниками роль педагога меняется: всё меньше оказывается прямое воздействие на ребёнка (показ, объяснение), всё больше используется опосредованное влияние (стимулирование проявления творчества, индивидуальности). Важно помнить, что сам процесс работы с бумагой, упражнение в её складывании не должны превалировать над развитием художественной фантазии. Рекомендую использовать следующие варианты форм и методов проведения занятия: 1. Показ готовой модели и последующее поэтапное изготовление с подробным объяснением педагога и демонстрацией всех шагов при изучении новых приёмов, «основ» каждой техники бумагопластики. 2. «Урок-загадка», когда нет образца, и результат будет ясен в конце. Такое занятие является проверкой внимательности, точности и аккуратности воспитанников в повторении показываемых педагогом шагов по изготовлению модели. Эти занятия очень интересны детям, получение результата и узнавание его вызывает, как правило, большую радость. 3. Изготовление демонстрируемой модели частично по словесному описанию педагога. Такая форма должна применяться гибко для контроля усвоения пройденного, памяти детей, возможно оказание индивидуальной помощи. Последующий показ позволяет выполнить модель всем детям в группе. Таким образом, комплексное использование методов обучения повышает надежность усвоения информации, делает образовательный процесс более эффективным. Большое значение имеет раннее выявление творческих способностей детей. Это позволяет оптимизировать работу с детьми, максимально использовать все возможности для развития творческих способностей ребенка, выращивать ростки детских талантов, учитывая индивидуальность и интерес каждого ребенка.
Литература: 1. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
|