Организационно-методическая деятельность учреждения дошкольного образования по гражданско-патриотическому воспитанию участников образовательного процесса
В Республике Беларусь создана и совершенствуется целостная система патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней. Формирование гражданственности и патриотизма у детей и молодежи осуществляется в органичном единстве процесса обучения и воспитания. Программа патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы
https://edu.gov.by/programma-patrioticheskogo-vospitaniya/
ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛАТФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «ПАТРИОТ.BY» https://patriot.rcek.by/
Актуальные практики и технологии по гражданско-патриотическому воспитанию (национальный образовательный портал) https://adu.by/ru/rukovoditelyam/aktualnye-praktiki-i-tekhnologii-vospitaniya-2.html
Виртуальная выставка дидактических игр по патриотическому воспитанию смотреть здесь
Гульня-віктарына «Гэта ты — Мая Беларусь!» смотреть здесь ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Цель: повысить качество образовательного процесса учреждения дошкольного образования через обеспечение системы работы по патриотическому воспитанию у детей дошкольного возраста используя различные виды детской деятельности. РАБОТА С ДЕТЬМИ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина. Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию. Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям. Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др. Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры. Эффективным средством является использование художественных материалов. Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром. 1. В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении. Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают: · организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым; · инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье; · наблюдение за отношением взрослых в детском саду; · хороводные игры, игры-имитации; · чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям; · рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение; · рассматривание семейных фотографий и др. 2. В средней группе вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях. Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки. 3. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания: · этические беседы о городе, родной стране, мире; · экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями; · рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран; · знакомство с элементами национальной культуры; · обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан. При знакомстве дошкольников с историей родного города, приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты: · по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске; · составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми; · рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.; · язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение. В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах. Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
|