ул.Хатаевича, д.49, индекс 246006, г.Гомель, Гомельская область
Государственное учреждение образования
«Дошкольный центр развития ребенка «Колокольчик» г. Гомеля»
+375 232 56-95-44
+375 232 56-95-18
 
  • Главная
    • 2025 год — Год благоустройства
    • Единый день информирования
    • Информация о наличии (отсутствии) свободных мест в учреждениях дошкольного образования Беларуси.
    • Служба «Одно окно»
  • Информация Центра
    • О нас
    • Администрация, режим работы
    • Устав Центра
    • Расписание занятий на 2024/2025 учебный год
    • Услуги на платной основе
    • Попечительский совет
    • Инструкция об организации пропускного режима в Центре
    • Работа по защите персональных данных
  • Родителям
    • Актуальная информация
    • Я и мое здоровье
    • Советы психолога
    • Пункт коррекционно-педагогической помощи
    • Физкульт-ура
    • В мире музыки
    • Родительский маршрут
    • Маршрут выходного дня
    • Питание
  • Галерея
  • История…
    • Наша история
  • Страничка безопасности
    • Информационно-иллюстративный материал
    • МЧС информирует
  • Электронные обращения
  • Первичная профсоюзная организация
    • Наша жизнь
    • Наши лидеры
    • О нас
    • Официальные документы
    • План работы профсоюзного комитета на 1-е полугодие 2025
    • Профсоюзные здравницы
  • Home
  • Родителям
  • Советы психолога
  • ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЯБЕДНИЧАЕТ?

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЯБЕДНИЧАЕТ?

by Колокольчик Фев 24, 2025 0 Comment
02.04.2024 00:00

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЯБЕДНИЧАЕТ?

«Ябеда-корябеда…». Эту детскую «дразнилку» помнят, наверное, все. Как правило, ябедами называют тех, кто рассказывает о поступках либо о словах своих товарищей, которые последние предпочли бы сохранить в тайне. Когда ребенок делится со взрослыми информацией о том, что «Маша куклу не дает» или «Петя не разрешает поиграть с мячом», ему тут же отвечают, что ябедничать плохо. Ябед никто не любит, и родителям наверняка станет неприятно, если черты доносительства появятся у их ребенка. Но прежде чем обвинять ребенка в том, что он «ябеда», задумайтесь о точном значении слова ябедничать.

Словари толкуют его так: возводить клевету и напраслину. Но разве этим занимается зареванный малыш, когда кричит: «Дима меня песком обсыпал!» Если кроха услышит в ответ, что ябедничать нехорошо, он поймет только одно: просить у мамы помощи бесполезно.

Как исправить ситуацию, не навредив самооценке малыша? И что скрывается за этими детскими доносами?

Давайте рассмотрим не следствие, а причину, которая стоит в истоках.

Если крохе еще нет и 3 лет, считать его ябедой просто нельзя. Ребенок в возрасте до трех лет еще не умеет прогнозировать последствия своих слов. Он не способен просчитать последствия своего поступка: «Если я скажу, что Артем не поделился машинкой, его накажут». Поверьте, ребенок в столь юном возрасте только пополняет лексикон, но не делает далеко идущих логических выводов. Его «жалоба» не более чем попытка поделиться увиденным. Поэтому читать нотации на тему «ябеды» ему в принципе бессмысленно. Из-за недостатка социального опыта ребенок еще не может осмыслить положительное или отрицательное значение своего поступка и присваивает оценку своим действиям соответственно реакции взрослых. Если мама похвалила – значит хорошо поступил, пожурила – сделал что-то неправильно.

Лучшей реакцией в данном случае будет переключение его внимания на другой предмет. Отвлеките малыша. «Даша не делает уроки, а смотрит в окно? А чем занимался ты? Расскажи, пожалуйста…». Если вы послушаете малыша и накажете Дашу, тем самым вы дадите ему на будущее мощный инструмент, к помощи которого он всегда будет прибегать, чтобы решить конфликт в свою пользу.

Иногда ребенок приходит к вам и жалуется, что кто-то из детей не дает ему игрушку. В данном случае это тоже не ябедничество. Просто он надеется на вашу помощь, больше чем на собственные силы. Он ищет у вас подсказку, как ему правильно в данном случае надо поступить.

Ребенок в возрасте 3 – 5 лет, рассказывая о поступках других детей, также не имеет цель «донести» на другого. Он просто делится своими эмоциями, чувствами, впечатлениями. В 3 – 5 лет мир уже делится на «черное» и «белое». Поскольку в этом возрасте он активно включается в социальную среду, иными словами социализируется, то ему важно понять для себя: хорошо или все-таки плохо поступил товарищ, когда обманул воспитательницу либо обидел свою сестричку. Пересказывая прошедший день, он ждет реакции от родителей, пытаясь понять, как относиться к тому или иному событию. Вы подскажете, что отрывать куклам головы, как это делает Настя, нехорошо, а если Ваня ест пластилин, об этом нужно сообщить воспитательнице – ведь у него может заболеть живот.

Таким способом дошкольник выстраивает для себя модель поведения, основываясь на чужом опыте.  Поэтому и приводит тревожащие его примеры из чужой жизни. Ему важно знать, что думают взрослые о таком-то поступке и как его оценивают.

Соответственно, выслушивайте своего ребенка и не пресекайте его рассказ словами «прекрати ябедничать». Получив несколько раз отпор на свою откровенность, малыш может замкнуться в себе и никогда больше не поделится с вами своими переживаниями. Лучше выслушайте его и помогите разобраться в поведении своего товарища. Расскажите, можно так поступать или нельзя, и объясните почему. 


Ребенок старшего дошкольного возраста на простейшем уровне уже освоил нормы и правила поведения и умеет ориентироваться на них. Он может спрогнозировать реакцию взрослого на свои слова или поступки. И представив эту реакцию, решает: стоит или нет затрагивать данную тему в общении со взрослыми. Если родители запрещают «ябедничать», не вникают в ситуацию, то и ребенок соответственно такие вещи затрагивать в разговоре не будет. Но это вовсе не означает, что волновать они его перестанут. Он будет искать ответы на свои вопросы. Только вот у кого? Если у родителей бесполезно, у воспитателя или учителя страшно, к кому можно тогда обратиться? Этот вопрос особенно актуальным станет в подростковом возрасте, когда ответ на него даст «уличный авторитет» и организует воспитание вашего ребенка, ориентируясь на собственное мировоззрение.

В старшем дошкольном возрасте ребенок вполне способен предвидеть, какая реакция последует за его словами. Если «побежденный» в детском конфликте из-за игрушки, выдает «победителя» взрослым («Васька бегает по лужам»), чтобы завладеть «добычей», это действительно ябедничество. Но, возможно, малыш и правда обратился к вам за помощью, тогда ему нужно соучастие.

И никогда не торопитесь осуждать. Если ребенок пришел за советом и поддержкой, предоставьте их. А если он «донес» с целью получения выгоды, спокойно дайте понять, что не пойдете на поводу у ябеды, но не называйте его так.

Таким образом, прежде чем присвоить ребенку ярлык «ябеда», разберитесь в ситуации. Совместно с ребенком проанализируйте ее. Приучайте малыша к алгоритму ваших рассуждений, чтобы потом он смог, опираясь на них, выстраивать собственные. Ведь ябедничество – это средство добиться желаемого, своеобразная тактика, позволяющая достичь цель и удовлетворить потребность в безопасности, авторитете, в одобрении и т. д. И эта потребность вполне обоснована. Только тактика избрана ошибочная. Поэтому направить ребенка по другому пути, который также поможет удовлетворить данную потребность – это задача взрослых.

Например, если ребенок стремится стать лидером с помощью «доносов», помогите ему проявить себя по-другому. Помогите ему осознать свои сильные стороны, которые помогут добиться ему авторитета среди ровесников. Создайте ситуацию, в которой эти качества наиболее ярко проявятся и этим он снищет уважение своих товарищей.

Если ябедничает из-за чувства ревности, когда на его взгляд младшему братику или сестричке достается больше внимания, чем ему, то пытайтесь «посмотреть» на ваши с ним отношения его глазами и восстановить нужную ему «справедливость».

Всегда находите время, чтобы выслушать не только то, что говорит ребенок, но и понять то, что он хочет сказать.

Ущемленная самооценка и недостаток внимания со стороны родителей – вот что превращает хорошего малыша в доносчика.


Ирина Глушкова - Ябеда. Из истории слова ...

А настоящие ябеды – это люди, получающие удовольствие, когда их слова послужили поводом для наказания другого.

Previous Article САМОУВАЖЕНИЕ. КАК ЕГО ВОСПИТЫВАТЬ?
Next Article Искусство наказывать и прощать
No comments yet! You be the first to comment.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние новости

  • День Победы!
  • Письмо о Беларуси
  • Праздник жён-мироносиц
  • Праздник труда
  • День Земли

Достижения

Фотогалерея

© Отдел образования, спорта и туризма администрации Центрального района г.Гомеля «Дошкольный центр развития ребенка «Колокольчик» г. Гомеля»

Разработано в

start-site.by
Cookies (Куки)
Мы обслуживаем файлы cookie. Если вы считаете, что это нормально, просто нажмите «Принять все». Вы также можете выбрать, какие файлы cookie вы хотите, нажав «Настройки».
Настройки Принять все
Cookies (Куки)
Выберите, какие файлы cookie принимать. Ваш выбор будет сохранен на один год.
  • Необходимый
    Эти файлы cookie не являются факультативными. Они необходимы для функционирования веб-сайта.
  • Статистика
    Для того, чтобы мы могли улучшить функциональность и структуру веб-сайта, исходя из того, как он используется.
  • Опыт
    Для того, чтобы наш сайт работал как можно лучше во время вашего посещения. Если вы откажетесь от этих файлов cookie, некоторые функции исчезнут с сайта.
  • Маркетинг
    Делясь своими интересами и поведением при посещении нашего сайта, вы повышаете вероятность просмотра персонализированного контента и предложений.
Сохранить Принять все